fbpx

Разум и его проявления. Часть I.

В Сердечной Сутре одна треть использованных слов означает разум. Слово будда означает пробужденный, бодхи означает пробуждение, самбодхи означает совершенное пробуждение, абхисамбудда означает полное пробуждение, бодхисатва означает готовность стать полностью пробужденным. Все имеет один и тот же корень, будх, который означает разум. Слово буддхи, интеллект, также имеет тот же корень. Этот корень будх имеет много измерений. Нет одного английского слова, которым можно его перевести, у него много значений. Оно очень текучее и поэтичное. Ни в одном другом языке  не существует слово, подобное будх, с таким разнообразием значений. Есть, как минимум, пять значений слова будх.

Разум и его проявления. Часть I.

Первое – это пробудиться, разбудить себя, и пробудить других, чтобы очнулись. По сути, это антоним слову быть сонным, пребывать во власти иллюзий, от которых просветленный просыпается, как от сна. Таково первое значение слова разум, будх – создание пробуждённости в вас. Человек, обычно, спит. Даже когда вы думаете, что не спите, это не так. Идя по дороге, вы не спите, по-вашему. Но если посмотреть с точки зрения Будды, вы спите крепким сном, потому что тысячи мечтаний, снов, шума внутри вас. Ваш внутренний свет очень затуманенный. Он похож на сон. Да, глаза открыты, это очевидно, но люди и во сне могут ходить с открытыми глазами. Будда говорит, — «Вы также ходите во сне – с открытыми глазами.»

Но внутренний глаз не открыт. Вы еще не знаете, кто вы. Вы еще не посмотрели на свою собственную реальность. Вы еще не пробудились. Ум, полный мыслей, не пробужденный ум, не может быть таковым. Только тот ум, который отбросил мысли и думание, который разогнал тучи вокруг себя, и солнце засветило ярко, а небо абсолютно чистое, ни облачка, такой ум обладает разумом, такой ум является пробужденным.

Разумность – это способность быть в настоящем. Чем больше вы в прошлом или в будущем, тем менее разумны. Разумность – это способность быть здесь-сейчас, быть в этом моменте, а не в каком-то другом месте. Тогда вы пробужденные.

Например, вы сидите в доме и тут неожиданно пожар, жизнь в опасности. Тогда, на мгновение, вы пробудитесь. В этот момент вы не будете думать. В этот момент вы начисто забудете о прошлом. В этот момент вы не будете витать в вашей психологической памяти – что любили женщину тридцать лет назад, о, как это было прекрасно! Или о том, как на днях побывали в китайском ресторанчике, и вкус все еще преследует вас, и аромат, и запах свежевыпеченного хлеба.

Вы не будете пребывать в этим мыслях. Нет, когда дом охвачен пламенем ваша жизнь на кону. Не будете мечтать о будущем, о том, что собираетесь делать завтра. Завтра уже не имеет смысла, вчера не имеет смысла, только сегодня наполнено смыслом! – только этот момент, эта доля секунды.

Таково первое значение будх, разумность.

И тогда происходят значительные озарения. Тот, что действительно хочет пробудиться, кто действительно хочет быть Буддой, должен проживать каждый момент в такой интенсивности, в которой вы пребываете в очень редкие моменты опасности.

Первое значение противоположно слову спать. И, естественно, вы сможете увидеть реальность только тогда, когда не спите. Вы можете посмотреть на нее, взглянуть в глаза истине, или называйте это Богом, только когда вы пробужденные. Вы понимаете смысл интенсивности, смысл – быть охваченным пожаром? Чрезвычайная пробужденность и есть озарение. Такое озарение приносит свободу, истину.

(часть IIчасть III)

Ошо
The Heart Sutra, Chapter 8
перевод: Ananda

  • Разум и его проявления. Часть I. 
  • comments powered by HyperComments