fbpx

Випассана

Випассана

Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Ошо: «Путем Будды была ВИПАССАНА – випассана означает свидетельствование. И он нашел одну из величайших техник: технику наблюдения за дыханием, просто наблюдение за дыханием. Дыхание такое простое и естественное явление и оно продолжается 24 часа в сутки. Тебе не нужно прилагать никаких усилий. Если ты повторяешь мантру, то тебе нужно приложить усилие, тебе нужно напрячься. Если ты говоришь «Рам, рам, рам», тебе нужно постоянно напрягаться. И тебе нужно забыть о многих вещах. Кроме того, слово «Рам» это что-то от ума, а то, что от ума не может вывести за пределы ума.

Будда открыл абсолютно другой способ: просто наблюдай за своим дыханием – вдох, выдох. Есть четыре шага, которые нужно наблюдать. Сидя в тишине, просто начни видеть свое дыхание, чувствуй его. Вдох – это первый шаг. Затем на какое-то мгновение дыхание замирает – на очень короткое мгновение – на долю секунды оно замирает; это второй шаг. Затем выдох; это третий шаг. А после, когда ты полностью выдохнул, на долю секунды оно снова замирает; это четвертый шаг. Затем дыхание возобновляется …это и есть цикл дыхания.

Если ты сможешь наблюдать все эти четыре шага, ты будешь удивлен, восхищен чудом такого простого процесса – потому что ум не вовлечен. Наблюдение – это не качество ума; наблюдение – это качество души, сознания; наблюдение – это вообще не умственный процесс. Когда ты наблюдаешь, ум замирает, перестает существовать. Да, в начале, ты будешь много раз забывать наблюдать, ум вернется и продолжит играть в свои старые игры. Но в тот момент, когда ты вспомнишь, что ты забыл наблюдать, не нужно обвинять себя – просто вернись к наблюдению, снова и снова возвращайся к наблюдению за своим дыханием. Постепенно ум будет вмешиваться все меньше и меньше.

А когда ты сможешь наблюдать свое дыхание 48 минут, не отвлекаясь, ты станешь просветленным. Удивлен? Всего лишь 48 минут! Ты думаешь, что это не трудно…только 48 минут! Это очень трудно. 48 минут, но ты станешь жертвой ума много раз. Попробуй поставить часы перед собой; в начале, ты не сможешь быть наблюдательным в течение 60 секунд. Через 60 секунд, это только одна минута, ты уснешь, ты совсем забудешь о наблюдении – часы и наблюдение будут абсолютно забыты.

Какая-то мысль уведет тебя; затем вдруг ты осознаешь это, ты посмотришь на часы, а десять секунд уже прошли. В течение этих 10 секунд ты не наблюдал. Но постепенно – это станет сноровкой. Это не практика, это сноровка. Постепенно ты усвоишь это, потому что те несколько секунд, когда ты наблюдал — это секунды истинной красоты, такой огромной радости, такого невероятного экстаза, что однажды вкусив эти несколько моментов, тебе захочется возвращаться к ним снова и снова – другой причины нет, только ради этой абсолютной радости быть, присутствовать в дыхании.

Но помни, это не то же самое, что в йоге. В йоге процесс называется ПРАНАЯМА; это абсолютно другой процесс, на самом деле, он противоположный тому, что Будда называет випассана. В пранаяме ты делаешь глубокий вдох, ты наполняешь грудную клетку воздухом как можно больше, затем ты выдыхаешь абсолютно весь углекислый газ. Это физическое упражнение – оно хорошо для тела, но не имеет ничего общего с випассаной. В випассане ты не изменяешь свой ритм дыхания, ты не делаешь ни глубоких вдохов, ни выдохов. Пусть дыхание будет абсолютно нормальным и естественным. Все твое сознание сконцентрировано только на одном – на свидетельствовании.

И если ты сможешь наблюдать за своим дыханием, ты сможешь наблюдать и за другими вещами тоже. Идя, ты сможешь наблюдать за тем, что ты идешь, кушая, ты сможешь наблюдать за тем, что ты ешь, и, в конце концов, ты сможешь наблюдать за тем, что ты спишь. В тот день, когда ты будешь наблюдать то, что ты спишь, ты переместишься в другой мир. Тело продолжает спать, а внутри тебя ярко горит свет. Твоя наблюдательность не нарушается, затем 24 часа в день будет глубинное наблюдение. Ты продолжаешь выполнять действия… для внешнего мира все останется без изменений, но для тебя изменится абсолютно все.»

«В Випассане помни – часто будут наступать такие моменты, когда тебя будет так тотально выбрасывать в здесь и сейчас, что ты впервые узнаешь кто ты. Випассана один из самых глубоко идущих методов»

«Випассана превращается в изоляцию, если вы что-то подавляете. Это отказ и настрой на страх; изначально приводящее к болезни. Випассана может быть очень полезной и благотворной, если вы не отказываетесь, а просто идете внутрь, чтобы вернуться назад снова. Это не отречение или отказ от мира – это просто отдых в самом себе. Я никогда не даю людям випассану вначале. Вначале я даю им катарсис. Им следует пройти несколько катарсических групп. Когда они начинают чувствовать, что уже ничего не происходит во время катарсиса, даже если кто-то кричит, они не чувствуют гнева внутри, тогда настало время випассаны. Теперь тело готово принять ее. Это великий дар; вначале ты должен быть готов принять его. В Випассане помни – часто будут наступать такие моменты, когда тебя будет так тотально выбрасывать в здесь и сейчас, что ты впервые узнаешь кто ты. Випассана один из самых глубоко идущих методов. В Випассане вы можете почувствовать себя очень чувствительным, потому что вы пребываете в молчании, и энергия не рассеивается. Обычно много энергии рассеивается, и вы чувствуете себя истощенными. Когда вы просто сидите, ничего не делая, вы становитесь безмолвным озером энергии, и озеро продолжает становиться все больше, больше и больше. Оно почти доходит до момента, когда уже скоро выйдет из берегов… и тогда вы чувствуете себя чувствительным. Вы ощущаете новую чувствительность, чувственность, даже сексуальность… как если бы все органы чувств посвежели, омолодились, ожили… как если бы вы смыли пыль, приняв ванну, смыв все потоком воды. Такое случается. Вот почему люди, особенно буддистские монахи, которые делают Випассану столетиями, не едят мясо. Им оно не нужно. Они едят раз в день, но тоже очень простую еду и очень мало; с натяжкой вы можете назвать это завтраком… и раз в день. Они мало спят, но они полны энергии. И они не беглецы – они много работают. Нет такого, что они не работают. Они рубят лес, работают в саду, в поле, на ферме; они работают весь день. Но что-то с ними произошло, и теперь энергия больше не распыляется. Ты должен наблюдать свое дыхание, именно этот метод использовал Будда, очень простой и очень техничный метод. Ты просто наблюдаешь воздух, входящий в тебя, ты идешь с ним; он выходит, ты выходишь с ним. Ни на секунду ты не забываешь наблюдать; ты не сбиваешься с пути. Если ты сможешь это делать сорок восемь минут, именно в этот день ты станешь просветленным, в этой жизни! Нет нужды ждать следующей жизни, нет необходимости даже ждать один час. Эти дополнительные двенадцать минут могут быть очень сложными. Всего лишь сорок восемь – это то, что нужно. Могут уйти годы, чтобы достигнуть этих сорока восьми минут, но нет необходимости откладывать на следующую жизнь, это может случиться в этой жизни. Все зависит от твоей настойчивости. Все зависит от твоей готовности, желания, открытости, приятия, чистоты. Випассана означает наблюдение за дыханием – искусство наблюдения за дыханием, но при этом не нарушая его естественного ритма. Это тонкое искусство, потому что когда вы начинаете наблюдать, вы начинаете вмешиваться. Медленно, медленно вы обучитесь этому. Однажды поняв как наблюдать за дыханием не вмешиваясь в него, вы найдете правильный ключ.»

  • Випассана 
  • comments powered by HyperComments